ВЕРИТУЛИЗМ: ПРАКТИКА ЖИЗНИ
(практический веритулизм)
(C) Гаузер Э.Г., Баку, 19.06.17, veritulism.vgd.name
В данной статье рассматриваются некоторые аспекты веритулизма в применении к реальной жизни людей.
1. Вера и наука
Поскольку я не просто всю жизнь занимаюсь наукой, но и являюсь ученым по складу ума и убеждению, я не могу допустить противоречия между своей концепцией мироздания и доказанными достижениями науки, касающимися объяснения устройства этого мира.
В то же время ограниченность наших знаний и невозможность для человека все “пощупать руками” приводят к тому, что значительное место в нашей практической жизни занимает вера. Вера на уровне быта (что ребенок ходил в школу, а муж не имеет служебного романа) и вера на уровне глобальных взглядов (мы видим, что Солнце движется по небу, но верим ученым, которые говорят о вращении Земли).
Веритулизм приветствует науку и ученых, но в рамках изложенных ниже принципов:
1) Научный путь познания мира состоит из нескольких этапов: сбор первичной информации; анализ этой информации и построение модели изучаемого объекта (явления, процесса и т.д.); предсказания неизвестных пока свойств и явлений на основе данной модели; корректировка модели в случае ошибочности прогноза или принятие модели в качестве доказанной теории в случае успешности предсказаний. Разумеется, все эти моменты подкрепляются статистическими доказательствами достоверности. Классический пример - периодический закон и таблица Менделеева.
2) К сожалению, модель может статистически верно отражать факты и явления, но быть совершенно некорректной с точки зрения сути описываемого этой моделью. Чаще всего несоответствие выявляется в ходе последующего развития и применения модели, но время ожидания такого несоответствия может затянуться на десятилетия и даже века. Соответственно, никакая ныне признанная теория не может считаться абсолютно верной. В качестве теоретического примера можно рассмотреть аппроксимацию совокупности данных многочленом, при значительной степени которого полученная формула будет давать достаточно точные значения не только в узлах, но и между ними (интерполяция), и даже за пределами интервала (экстраполяция), однако данный многочлен будет совершенно далек от настоящей формулы, лежащей в основе явления (процесса). Я с этим сталкивался практически еще в студенческие времена.
3) Наука заведомо использует только те методы, которые ей доступны в рамках изучаемого предмета. Иначе говоря, наука изучает систему, находясь внутри этой системы. Соответственно, всегда остается значительный пласт информации, получить которую “изнутри” просто невозможно. И примеров тому множество.
4) Таким образом, я стараюсь не допускать прямых противоречий идей веритулизма с доказанными наукой фактами, но я никак не возвожу догматы науки в ранг абсолютной истины.
Безоговорочная вера, не подкрепленная никакими фактами, также чужда веритулизму. Тем более, несовместима с ним вера фанатичная и агрессивная. Каждый человек может верить во что пожелает, но он не должен навязывать свою веру кому бы то ни было.
Веритулизм осторожно относится к понятию “доказательство”, как в науке, так и в повседневной жизни, включая юриспруденцию. Логика может иметь двойное толкование и быть основанной на неверных исходных данных. Кроме того, логика - не абсолютное понятие, и одни и те же факты могут привести разных людей к разным выводам.
2. Жизнь и смерть
Физическое тело не может быть бессмертным, потому что любая физическая конструкция подвержена разрушению. Однако, человек не является просто телом. Есть еще как минимум три тела: тело мыслей, тело чувств и тело духа. Эти тела не являются элементарно простыми, однако такого деления достаточно для понимания идеи. На практике стоит говорить о трех составляющих человека как личности: физическое тело, ум (плюс эмоции и интеллект) и душа (нечто высшее).
С точки зрения веритулизма, мысли и чувства не являются порождениями мозговой деятельности. Функция мозга - управление автоматическими функциями органов тела (пищеварение, сердцебиение и т.д.), прием сигналов от органов чувств и передача их Сознанию, а также прием команд от Сознания и преобразование этих команд в сигналы управления телом.
Формирование тела в утробе матери, а также его последующие рост и развитие происходят в соответствии с генетической информацией, но под управлением Духа, который входит в будущее тело при зачатии.
Духи между воплощениями живут в своем духовном мире. Воплощения нужны для развития духа от начальной (“детской”) стадии до полностью созревшего Духа, более не нуждающегося в воплощениях. Количество духов огромно, хотя и конечно. В своем развитии они проходят различные этапы, выражающиеся в разных мирах воплощения: минеральный мир, растительный мир, мир животных и мир людей.
Первые три мира являются подготовительными этапами, в этих мирах дух не имеет полной свободы своего проявления. Только на этапе воплощения в человеке Дух обретает способность творить мир (именно этот смысл имеет фраза о сотворении человека по образу и подобию Бога), то есть мысли людей материальны и могут влиять на ход развития всей Вселенной. Именно поэтому только человек своими мыслями и действиями способен создавать карму. В целом, вопросы кармы более подробно рассмотрены в статье “Веритулизм: Выбор и судьба в жизни человека”.
Дух может также воплотиться в жителей “тонких миров” (имеющих физические свойства, отличные от свойств нашего мира) - ангелов, джиннов и т.д. Однако, повторяю, только человеческое воплощение дает возможность окончательного развития и освобождения от инкарнаций.
Смерть тела означает переход духа в духовный мир, при этом он забирает с собой накопленные знания и навыки, а также свою карму. Не существует ни рая с садами и девицами, ни ада с чертями и сковородками. Последующее воплощение выбирается оптимальным с точки зрения отработки кармы, то есть исправления сделанных ошибок и освобождения от приобретенных впечатлений.
3. Строение Вселенной
Вся Вселенная есть творение Бога. Наши органы чувств и наши приборы могут охватить только часть Вселенной, но в принципе ничто не запрещает в будущем расширять границы наших познаний. И если 500 лет назад человечество не имело никаких понятий об электричестве, а молнию считало чудом, то сейчас электричество неотделимо от нашего быта буквально с рождения. Соответственно, еще через 500 лет могут быть созданы приборы, не только фиксирующие астральные, ментальные и прочие биополя, но и активно применяющие их на бытовом уровне.
Тем не менее, в человеке заложены возможности прямого взаимодействия с этими полями. На практике у большинства людей эти способности не развиты, но иногда встречаются исключения, которых мы называем экстрасенсами. Экстрасенсорные способности могут быть врожденными, а могут быть приобретенными благодаря духовным практикам, а иногда даже и несчастным случаям.
С этой точки зрения гораздо выгоднее экономически и гораздо полезнее экологически (и даже психологически) не развивать технику, а развивать человека. Веритулизм провозглашает приват духовного развития над технологическим, хотя в целом приветствует технологический прогресс в силу его несравнимо большей доступности.
Кроме того, искренние, активные и честные научные исследования окружающего мира сами по себе также способствуют духовному развитию исследователя. Если, разумеется, он не отступает от общечеловеческих ценностей.
Существует ли жизнь на других планетах, не имеет особого значения. В глобальном смысле жизнь есть везде, живыми можно считать даже сами планеты, звезды и т.д.
Более подробно вопросы происхождения Вселенной и ее структуры рассмотрены в статье “Веритулизм: Наш мир - `Матрица`?”.
4. Приметы и суеверия
Вокруг нас все время что-то происходит и эти события можно расценивать как сигналы человеку со стороны Вселенной. Даже если не верить в их предназначение конкретному человеку в данный момент (то есть не верить во Вселенский разум), все равно такие сигналы несут в себе полезную информацию (являясь следствием каких-то причин) и могут помочь сделать правильный выбор.
Веритулизм же исходит из того, что Высший разум существует, так что сигналы вполне могут быть предназначены именно для данного человека. Однако, это относится именно к конкретным локальным сигналам, которые надо уметь замечать и понимать. Общепринятые приметы вроде “пятница, 13” или “черная кошка на дороге” не считаются такими сигналами и не несут никакой полезной информации. Иначе говоря, веритулизм отрицает приметы и суеверия в их классической форме.
В то же время следует обращать внимание на окружающие события, ведь даже малозаметный факт или явление могут нести для вас очень важную информацию. Но не стоит и зацикливаться на сигналах, гораздо полезнее развивать свою интуицию и слушать именно ее.
О гаданиях, предсказаниях и прочем “чтении будущего” подробно рассказано в статье “Веритулизм: Выбор и судьба в жизни человека”. Соответственно, веритулизм не одобряет посещение гадалок и попытки самостоятельного определения будущего (по картам, кофе и т.д.).
Что касается снов, то природа сновидений до сих пор наукой точно не установлена. Веритулизм считает, что нет смысла заниматься анализом снов и нет никакой истины в опубликованных “сонниках”. Сны бывают пророческими, но это редкое явление и обычно человек четко осознает подобную природу сна. В большинстве же случаев сон - это либо побочный продукт деятельности мозга по обработке прошлой информации, либо проникновение в сознание человека образов и мыслей от окружающих его людей, влияние места, помещения и т.д.
В любом случае, вы не знаете причину того или иного сна, поэтому не стоит обращать на сны особого внимания.
5. Любовь и секс
Понятие “любовь” в русском языке (и большинстве других) имеет слишком широкий смысл. Нельзя называть одним термином отношение к родителям, детям, шоколаду и спутнику жизни. С точки зрения веритулизма отношения между родителями и детьми, а также любые другие отношения, основанные на вынужденной заботе друг о друге, термином “любовь” называть не совсем корректно. Тем более, отношение человека к яблоку или футболу также не может быть названо “любовью”, хотя в контексте все понимают разницу.
Любовь можно определить как желание слиться с объектом любви в единое целое, раствориться в нем и растворить его в себе. Причем растворение идет на всех трех уровнях: тела, ума и души. Именно такое растворение (когда пропадает свое “я”, и человек оказывается полностью в настоящем моменте без мыслей) и является тем самым “экстазом”, к которому все стремятся. Как его достичь?
К сожалению, большинство людей способны достичь только частичного растворения (а то и вовсе его имитации), как по причине неумения подбирать партнера, так и по причине непонимания сути процесса. Для получения подобного ощущения люди в худшем случае применяют наркотические вещества (в том числе алкоголь и табак), а в лучшем - так называемый “секс”.
Чаще всего физическая близость (именно так зачастую и называются эти отношения, что как раз показывает их несовершенство) дает чисто физиологическое удовлетворение. Иногда - психологическое (поднятие самооценки или уважение со стороны социального окружения). Но крайне редко речь идет об истинном растворении друг в друге.
Веритулизм считает, что т.н. “сексуальные отношения” оправданы только в том случае, если в их основе лежит любовь. Ибо только любовь способна привести к настоящему растворению на всех уровнях. Разумеется, влечение и гармония на каждом из уровней (тело, ум, душа) по своей природе независимы друг от друга, отчасти поэтому найти себе полностью гармоничного партнера крайне трудно. И, разумеется, степень влечения может быть разной.
На практике нереально и не нужно ждать несбыточного идеала, но надо четко осознавать степень влечения и гармонии с данным человеком. И не вступать с ним в сексуальные отношения, если степень гармонии невелика, поскольку беспорядочные и необоснованные связи чреваты истощением душевных сил и огрублением тонких тел человека.
Кроме того, между партнерами должно быть полное доверие, потому что в момент наивысшего экстаза человек не защищен от негативных влияний извне. Поэтому, прежде чем даже раздеваться, определитесь, насколько вы доверяете партнеру. Ведь ваши половые органы являются “квинтэссенцией” вашего физического тела, и их надо беречь не только от механических, но и от энергетических повреждений.
Таким образом, веритулизм приветствует близость по взаимной любви (независимо от социальных факторов - возраста, национальности, степени достатка, должности в обществе и т.д.), но относится отрицательно к сексуальным отношениям на основе любопытства, похоти, амбиций и т.д., а тем более, на основе коммерции или насилия (в любой его форме).
6. Семейные отношения
Несмотря на то, что семья на протяжении веков была основой любого общества, единого взгляда на ее структуру и функционирование до сих пор нет. В разных странах и культурах существуют разные представления о семье и семейных отношениях.
С точки зрения веритулизма, семья - это коллектив людей, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство, а также имеющих сексуальные контакты друг с другом. В более широком смысле в состав единой семьи могут входить люди разных поколений и разной степени родства и, соответственно, сексуальные контакты возможны не между всеми.
Основой семьи являются супруги. Как уже говорилось в пункте 5, веритулизм одобряет сексуальные отношения только в случае наличия взаимной любви между участниками таких отношений. Однако, никаких рамок по количеству, полу или возрасту (кроме минимального) таких участников веритулизм не устанавливает. Создание семьи - процесс сугубо добровольный, и внешние силы (общество, государство и т.д.) не должны его регламентировать.
Разумеется, веритулизм выступает против близкородственных браков и сексуальных отношений между близкими родственниками, поскольку это противоречит биологии человека, а также потому, что согласно п.5 данной статьи, такие отношения не могут быть сформированы на основании настоящей любви.
Веритулизм приветствует рождение детей и выступает против абортов (но не путем запретов, а путем пропаганды), но дети должны быть желанными, а их воспитание должно проходить в атмосфере любви, заботы и уважения.
7. Мораль и право
Практически все религии постулируют набор заповедей, выполняя которые, человек обеспечивает себе благополучное послесмертие.
Веритулизм не формулирует конкретных правил жизни и не предполагает выполнение их с целью “попасть в рай”. Согласно морали веритулизма, каждый человек должен жить в соответствии с общечеловеческими ценностями и максимально бережно относиться к природе.
Разумеется, само понятие “общечеловеческие ценности” (“ОЦ”) применимо только к цивилизованным народам: каннибализм, практикуемый некоторыми племенами, к подобным ценностям не относится.
Однако, даже тот уклад жизни, который нельзя считать соответствующим данному понятию, необходимо уважать. Разумеется, никто не запрещает вести пропаганду против каннибализма, а также мясоедения в принципе (веритулизм рекомендует вегетарианское питание), но нельзя навязывать свое мнение и заставлять кого-либо поступать против его культуры или принципов.
В данном вопросе мораль может оказаться в противоречии с законом. Если в данном племени практикуются обряды, не соответствующие понятию “ОЦ”, то не следует навязывать племени эти ценности силой. Но если член племени попадает в страну, запрещающую данные обряды, он должен уважать законы страны и не выполнять такие обряды.
В целом, понятие “ОЦ” достаточно расплывчато. Веритулизм выступает против любых видов насилия (физического, психологического, экономического и любого другого) как метода достижения своей цели. Все споры в человеческом обществе должны решаться на основе взаимного уважения и разумных компромиссов.
Однако, любое общество должно защищать себя от тех, кто не хочет жить по законам этого общества, но и не хочет его покинуть. Поэтому любое общество (и государство в частности) должно иметь свод законов, регламентирующий жизнь его членов, и содержащий список наказуемых поступков с четкими и однозначными методами борьбы с этими поступками (последствиями для тех, кто закон нарушит).
Список этих поступков также должен формироваться на основе принципа ОЦ. В частности, закон должен однозначно наказывать за убийство или воровство (в том числе интеллектуальное), но нельзя наказывать человека за его мнение или за поступки, не наносящие прямого ущерба материальному или физическому благополучию отдельного человека или коллектива.
Веритулизм считает, что, например, понятие “оскорбление” не может быть предметом уголовного разбирательства, потому что это крайне субъективное понятие и каждый человек может воспринимать и трактовать его по-своему. С точки зрения веритулизма, попытка оскорбить или унизить кого-либо полностью переносится на инициатора такой попытки. Иными словами, недостойные поступки унижают того, кто их совершает, а не того, на кого они направлены.
Веритулизм с уважением относится к таким нечетким понятиям, как “местные ценности”, “менталитет общества” и т.д., но выступает против возведения их в ранг закона и наказания тех, кто от этих правил отступает. Любое общество должно развиваться, и развитие создают как раз те, кто выходит за привычные рамки. Каждый член общества сам должен решать, повторять ли ему эти поступки, но он не вправе осуждать или, тем более, наказывать тех, кто эти рамки нарушил.
8. Природа и общество
Человек является неотъемлемой частью природы, но при этом также он является и частью единого человечества.
Все дело в том, что люди должны осознать главное: мы все - нечто вроде “клеток” одного живого организма. Клетки тела отличаются друг от друга по форме, размеру и роду деятельности (нейроны, гепатоциты, эритроциты и т.д.), но составляют единый организм. Мы также отличаемся друг от друга ростом, цветом кожи, талантами и политическими симпатиями, а также многими другими параметрами. Но при этом мы составляем одну человеческую семью, единый “организм человечества”, в котором разнообразие является и украшением, и необходимостью.
Человек должен приветствовать это многообразие! Ведь никому не приходит в голову уничтожить все цветы, оставив одни гвоздики или розы? Так почему же нам не нравится разнообразие людских внешностей, характеров и способностей?
Аналогичное отношение должно быть не только к людям, но и к миру в целом. Человек отличается от всех прочих объектов Вселенной, но это не значит, что он может доставлять страдания животным, растениям, рекам и вообще своей планете. Человек должен обеспечивать существование своего тела, и достаточно комфортные условия этого существования, но он не должен наносить ущерб природе сверх необходимого минимума. Алчность и стремление к роскоши - главные проблемы нынешнего человечества. Ресурсы Земли ограничены, надо всегда это помнить и учитывать.
Соответственно, веритулизм ни в коей мере не призывает к аскетизму, жизнь человека должна быть комфортной и приятной, но роскошь и любые неоправданные излишества веритулизм не приветствует.
Что касается устройства общества, то в идеале оно должно быть во всех отношениях справедливым и учитывать не только интересы большинства (что происходит в демократическом обществе), но и интересы тех, кто имеет иную точку зрения.
Кроме того, веритулизм не одобряет создание политических партий и движений на основе религий, духовных учений и прочих подобных концепций.
9. Здоровье и развитие
Это тело дается нам не просто так: именно в нем мы должны выполнять свои задачи в земной жизни. Иначе говоря, тело - это наш инструмент. А раз так, то мы должны о нем заботиться, содержать в исправности и обеспечивать его всем необходимым.
В соответствии с этой идеей, веритулизм пропагандирует здоровый образ жизни. Разумеется, научные данные не всегда достоверны, а иногда и вовсе подтасованы. Поэтому никаких конкретных рекомендаций по еде и образу жизни веритулизм не предлагает. Самое лучшее - это просто прислушиваться к своему телу и следовать его призывам. Именно тела как организма, а не органов чувств. Сладкое вредно, хотя язык требует. В данном случае, не надо слушать язык. Слушайте свою глубину!
Естественно, веритулизм выступает против применения любых наркотических средств, в том числе табака и алкоголя. Наркотики разрушают и тело, и душу, от этой правды никуда не денешься. Разумеется, бокал хорошего (это важно) вина в праздник организму не повредит, но если вы пьете не для вкуса и пользы, а для приведения себя в состояние опьянения - это никак не соответствует сути веритулизма.
Потребление мяса и морепродуктов тоже следует максимально ограничить, а желательно и вовсе от них отказаться. Рыба к употреблению допускается, но в ограниченном количестве. Что же касается мяса птицы, то оно уже усваивается организмом гораздо хуже и от него вполне можно отказаться. Мясо млекопитающих и вовсе несет один вред (что современная наука вынуждена подтвердить), причем не только на уровне тела, наполняя его неусвояемыми шлаками, но и на более тонких уровнях, потому что млекопитающие достаточно развиты, чтобы осознавать свое убийство. Веритулизм считает, что человек не является хищником, и самая лучшая еда для него - овощи и фрукты. А также молоко и молочные продукты, если организм это принимает.
Также надо учесть, что все продукты следует выращивать в естественной среде, без использования ядохимикатов, ГМО (наука не успела изучить его достоверно) и прочих вредных технологий. А молоко должно быть взято у счастливых коров (буйволиц, коз и т.д.), также ведущих здоровый образ жизни.
Развитие человека должно включать в себя три аспекта: развитие тела, развитие разума и развитие духа. Развитие тела и духа обеспечивает, например, йога (разумеется, под руководством квалифицированного инструктора, получившего право преподавания из рук настоящего Мастера). Для развития разума прекрасно подходят занятия наукой (ведь устройство мира так интересно!), интеллектуальные игры, чтение хороших книг и т.д.
Веритулизм отрицательно относится к любым играм с денежными ставками, да и в целом занятие азартными играми считает пустой тратой времени. Кроме того, азарт заставляет человека ослабить умственный и духовный контроль за происходящим, что неизбежно постепенно приводит к деградации личности.
10. Реальность жизни
Все перечисленные выше идеи веритулизма составляют его теоретическую основу. На практике многие из представленных выше идей не согласуются с нынешними взглядами большинства людей, а иногда и не соответствуют законам какой-либо страны (в частности, полигамные семьи веритулизм допускает, но законы большинства стран их запрещают).
Необходимо понимать, что веритулизм является всего лишь совокупностью личных взглядов, вариантом мировоззрения, философской идеей. Он не является религией, не является политической идеологией и, соответственно, не предполагает создание партий и общественных движений на своей основе. Каждый человек, разделяющий это мировоззрение, волен при желании рассказывать о нем кому захочет и объяснять его преимущества, но он не должен стремиться превращать данное мировоззрение в насаждаемую сверху идеологию путем прихода его сторонников к власти в той или иной стране.
Веритулизм отвергает насилие как метод воздействия на людей и природу, а любое насаждение идеологии - это тоже насилие, пусть и не физическое.
Веритулизм создан не для того, чтобы искать сторонников и преследовать какие-то цели, а для того, чтобы просто давать ссылку на эти материалы и не повторять все это изложение для каждого желающего узнать подробности о взглядах его автора на мир.